Часть 3            Часть 4            Продолжение

В. П. ПОЛОЗОВ 

ОРУЖИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

(ULYIMUM RATIO CIVILS)

Политико-правовое исследование.

(издание третье исправленное и дополненное) 

Москва 2001 год

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Рад представить Вам, Читатель, еще одну научную работу моего коллеги по Ассоциации историков-оружиеведов "Арсеналъ", доктора юридических наук, Шелковниковой Елены Дмитриевны, одного из крупнейших отечественных специалистов в области оборота оружия, имеющего культурную ценность.

"ОРУЖИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПРАВОВОГО СТАТУСА".

"В оружии, как в никаком другом предмете, собраны воедино технические достижения, конструкторская мысль и художественный стиль той или иной эпохи. Лучшие образцы старинного и авторского художественного оружия являются культурным наследием государства. Надо только уметь читать информацию, заложенную в каждом конкретном экземпляре оружия, изучение которого невозможно без его соотнесения с его другими образцами.

Собирание оружия с целью его коллекционирования - достаточно распространенное занятие. В древности оно было связано с чисто практической стороной дела. Первые собрания оружия представляли собой оружейные арсеналы. Они могли быть частными, родовыми либо являлись оружейными складами. К оружейной коллекции имела отношение лишь та часть арсеналов, которая предназначалась для личного использования не столько в бою, сколько в торжественной обстановке, а также дорогое оружие, специально изготовленное для подарка, или трофейное оружие, которое ценилось за отделку, художественную работу, редкость и мемориальность. Постепенно вырабатывался и еще один признак коллекционного оружия: употребление его не в ординарных обстоятельствах (т.е. не по его прямому назначению). К числу таких оружейных арсеналов относится знаменитое собрание Оружейной палаты Московского Кремля, которое первоначально было великокняжеской казной, а потом стало "государственным арсеналом", из которого могло снабжаться русское войско.

Со временем коллекции старинного оружия перестали быть военными арсеналами и обрели самостоятельную функцию. Собирание исторического оружия приобрело особый размах в Европе в эпоху Ренессанса - с ХУ века. Именно с этого времени европейское оружие стало в своих лучших образцах превращаться в подлинные произведения искусства. Над оформлением оружия начинают работать профессиональные художники, рисовавшие эскизы для мастеров-оружейников. В ХУП-Х1Х вв. складываются основные крупнейшие собрания государей и частных лиц. Так, одно из лучших оружейных собраний мира в петербургском Эрмитаже базируется на личной коллекции, начало которой было положено еще императором Николаем 1. Однако роль оружия в познании прошлого была осмыслена историками лишь в Х1Х веке.

В настоящее время во всем мире огромное количество людей увлекается коллекционированием старинного оружия. В Европе и США, к примеру, образцы старинного и антикварного оружия весьма высоко оцениваются на оружейных аукционах и торгах. Сами же коллекционеры оружия в большинстве стран объединяются в клубы и ассоциации, устраивают выставки, продажи и обмен оружия. На многочисленных аукционах, ярмарках и биржах в Европе и Соединенных Штатах Америки любой человек может свободно купить образец старинного оружия или продать его. Помимо этого, существует самостоятельная отрасль индустрии, производящая копии старинного оружия. Весьма распространенной формой интереса к старинному оружию являются спортивные соревнования и стрельбы из старинного оружия или из его реплик. В нашей стране уже более 7 лет действует Ассоциация историков - оружиеведов "Арсеналъ", недавно создана Гильдия мастеров - оружейников, объединяющая в своих рядах лучших авторов современного холодного художественного оружия.

Таким образом, коллекционирование оружия способствует не только культуре владения оружием, но и приучает граждан к ответственному отношению к нему. Само коллекционирование оружия может быть как государственным, так и частным. Комплектование же музейных коллекций оружия в значительной степени происходит из частных коллекций оружия.

К сожалению, приходится признать тот факт, что в России почти всегда частное коллекционирование подвергалось постоянным гонениям практически все 75 с лишним лет Советской власти. Однако коллекционеры оружия преследовались более чем кто-либо другой. В бывшем СССР со временем были законно признаны многие виды коллекционирования: картин, антиквариата, старинных монет, значков и проч. Однако сфера коллекционирования оружия, в особенности огнестрельного, долгое время по существу была "вне закона", а потому находилась под особым контролем со стороны органов внутренних дел.

Впервые право граждан и юридических лиц на коллекционирование оружия было закреплено в Законе Российской Федерации "Об оружии" 1993 года. При этом в законе указывалось, что объектами коллекционирования в принципе могли быть любые виды оружия.

В ныне действующем Федеральном законе "Об оружии" 1997 года также предусмотрен такой специальный вид владения оружием, как его коллекционирование. При этом Законом установлено: "Коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии органов внутренних дел. Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с ним изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации" (ст. 25). Исходя из смысла данной статьи закона, объектами самого коллекционирования могут быть практические любые виды оружия, в том числе и не перечисленные в самом законе, а также конструктивно схожие с оружием изделия.

На территории Российской Федерации коллекционирование огнестрельного, пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и (или) патронов для формирования культурно-исторических коллекций в научных, информационных и познавательных целях осуществляется на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел или специально уполномоченными органами Министерства культуры России. Сам механизм выдачи лицензий на коллекционирование оружия определен в разд. VШ Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N814 (1). Субъектами коллекционирования оружия являются юридические лица и граждане Российской Федерации.

При этом коллекцией признается оружие, приобретенное юридическим лицом с целью коллекционирования, а также приобретенное с этой же целью гражданином Российской Федерации и превышающее 5 единиц любого из видов гражданского оружия (количество единиц оружия, установленное ст. 13 Федерального закона "Об оружии"), на приобретение которого требуется получение лицензии в органах внутренних дел. По заявлению гражданина ему выдается лицензия на коллекционирование оружия в порядке, предусмотренном п. 30 Правил. Соответственно на типы и модели гражданского оружия, приобретать которые можно свободно, получение лицензии на их коллекционирование не требуется.

Юридическим лицам и гражданам в целях коллекционирования Правилами (п. 32) разрешено приобретать следующие виды оружия:

Соответственно указанным юридическим и физическим лицам запрещается: коллекционировать оружие и патроны без получения соответствующей лицензии; коллекционировать виды, типы и модели оружия и патронов, не предусмотренные лицензией на коллекционирование (п. 41 Правил).

Лица, нарушающие данные запреты, подлежат ответственности в соответствии с нормами уголовного, административного и гражданского законодательства. Само же оружие и патроны, которые являются предметом незаконного коллекционирования, подлежит изъятию в соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона "Об оружии".

Как видим, порядок коллекционирования оружия в нашей стране в настоящее время довольно четко определен рядом правовых актов.

Однако за пределами регулирования Федерального закона "Об оружии" осталось оружие, по существу не являющееся боевым ручным стрелковым и холодным, служебным или гражданским. Оно не занесено в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия и не состоит на вооружении государственных военизированных организаций. Нами имеется в виду оружие, имеющее культурную ценность. Этот термин впервые был сформулирован лишь в 1998 году и появился в Постановлении Правительства Российской Федерации "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" от 21 июля 1998 г. N 814, хотя в ранее действовавшем Законе Российской Федерации "Об оружии" 1993 г. упоминание о подобном оружии имелось. В действительности же проблемы законодательного регулирования оборота оружия, имеющего культурную ценность и вопросы необходимости закрепления его правового статуса возникли уже давно. Ученые и специалисты в области оружиеведения, юристы, ответственные работники Министерства культуры неоднократно, выступая на научных конференциях, в средствах массовой информации обращали внимание на пробелы в отечественном оружейном законодательстве, которое по существу оставило вне поля своего регулирования весьма важный пласт культурного наследия страны - оружие. В ст. 3 Основ законодательства о культуре (2) сформулировано общее понятие культурных ценностей, к которым, в частности Закон относит художественные промыслы и ремесла, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении объекты. К числу таковых с полным основанием можно отнести старинные и редкие образцы оружия, авторское художественное оружие, а также оружие историческое и мемориальное.

Так, в ст. 1 Федерального закона "Об оружии" определение понятия оружия, имеющего культурную ценность, вообще отсутствует, но ведь в реальной жизни оно существует в музейных и частных коллекциях. К оружию, имеющему культурную ценность относится оружие, представляющее историческую, художественную и (или) научную ценность: антикварное; историческое; авторское художественное.

Данные понятия предлагаются нами для включения в действующий Закон "Об оружии" еще и потому, что в настоящее время юридически невозможно отграничить старинное оружие от современного. В то же время оборот таких видов оружия, как антикварное, историческое, мемориальное, в правовом отношении выходит за рамки действия Закона "Об оружии". Более того, отсутствие до настоящего времени в российском оружейном законодательстве этих понятий нередко приводит к его варварскому уничтожению либо незаконному вывозу за пределы страны, в связи, с чем некоторые раритеты бесследно исчезают, а наша страна лишается памятников старинного оружия, т.е. своего культурного наследия.

Соответственно к антикварному оружию можно отнести оружие определенного исторического периода и предназначенное для использования гражданами Российской Федерации и юридическими лицами только в целях коллекционирования, экспонирования, а также в спортивных, учебных и зрелищных мероприятиях. Его, возможно, подразделить на:

а) антикварное огнестрельное оружие: огнестрельное гладкоствольное и нарезное дульнозарядное и казнозарядное оружие с фитильной, колесцовой, кремневой, капсюльной и иной системой воспламенения заряда, изготовленное до 1891 г.; метательное, пневматическое и холодное клинковое, древковое и ударное оружие, изготовленное более 50 лет назад, а также изготовленные до 1947 г. штыки к огнестрельному оружию.

При этом к оружию, имеющему культурную ценность, также возможно отнести копии антикварного оружия (изготовленные по оригиналу либо чертежам конкретного образца антикварного оружия при условии повторения использованных материалов, точного воспроизведения его конструкции и художественного оформления) и реплики антикварного оружия (свободные повторения антикварного образца по оригиналам либо чертежам, выполненные с применением использованных материалов, авторскими изменениями внешнего вида или художественной отделки).

К историческому оружию соответственно возможно отнести оружие, связанное с выдающимися событиями истории или являющееся культурной ценностью как редкий памятник науки и техники, и определенное как имеющее культурную ценность в результате историко-культурной, искусствоведческой экспертизы Министерства культуры Российской Федерации. К нему, возможно, отнести огнестрельное оружие, изготовленное после 1891 г.; штыки к огнестрельному оружию, изготовленные после 1947 г.; метательное, пневматическое и холодное оружие, изготовленное не менее 50 лет назад, связанное с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также непосредственно относящееся к жизни и деятельности выдающихся личностей, видных государственных, политических и общественных деятелей.

Заметим, что подобные определения исторического оружия содержится, к примеру, в законодательстве об оружии Франции (3) и Соединенных Штатов Америки (4).

Нами предлагается также ввести в ст. 1 Федерального закона "Об оружии" в качестве оружия, имеющего культурную ценность, определение авторского художественного оружия, которое не является оружием в собственном смысле слова, а по существу представляет собой произведение искусства. Действительно по своему функциональному предназначению оно по существу не несет ни одной оружейной функции, а является предметом для коллекционирования, подарка и по существу есть выражение творческой мысли художника. Такое оружие имеет культурную ценность и является авторской единичной работой, хотя возможна и его авторская копия. Поэтому мы полагаем, что на авторское художественное оружие не должны распространяться Правила оборота гражданского и служебного оружия, а его правовое положение должно быть урегулировано Постановлением Правительства Российской Федерации.

Таким образом, авторское художественное оружие можно определить как созданное автором художником-оружейником, аттестованным Министерством культуры Российской Федерации в единичных экземплярах метательное и холодное клинковое, древковое и ударное оружие, внешний вид или отделка которых представляет культурную ценность как произведение оружейного искусства, художественного творчества или декоративно-прикладного искусства.

Считаем, что законодательное определение понятий антикварного, исторического, авторского художественного оружия будет являться важным способом сохранения антикварного наследия и памятников оружейного искусства, как в государственном музейном фонде, так и в частных коллекциях.

Все это с очевидностью вызывает необходимость дополнить ст. 1 Федерального закона "Об оружии" положением, что "действие настоящего Закона не распространяется на оборот антикварного и авторского художественного оружия, имеющего культурную ценность".

Подобное дополнение к ст. 1 Закона полностью соответствует международной практике решения подобных вопросов в оружейном законодательстве большинства зарубежных государств. Так, в международно-правовых актах Организации Объединенных Наций, членом которой наша страна является, содержатся аналогичные рекомендации. К примеру, в Докладе Генерального директора Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию Экономического и Социального Совета ООН "Реформа системы уголовного правосудия и укрепление правовых институтов: меры по регулированию оборота огнестрельного оружия" (Вена, Седьмая сессия, 21-30 апреля 1998 года) отмечено, что по итогам проведения в Африке, Америке, Азии и Европе ряда международных семинаров по вопросу регулирования оборота огнестрельного оружия его участниками (представителями 52 стран-членов ООН) было внесено ряд конкретных предложений по проблеме коллекционирования оружия. В частности, в них было предложено: исключить из числа объектов правового регулирования марки старинного оружия, изготовленного до определенной даты (5). Данные выводы содержатся и в резолюции, принятой на парламентских слушаниях на тему "Федеральный закон "Об оружии": первые выводы и перспективы", проведенных Комитетом Государственной Думы по безопасности 17 февраля 1998 года.

Между тем, если обратиться к опыту правового регулирования коллекционирования оружия, имеющего культурную ценность, за рубежом, то можно увидеть ряд интересных моментов, которые, безусловно, могут быть учтены при подготовке отечественных нормативных актов, регулирующих подобные вопросы.

Показателен в этом отношении опыт законодательного регулирования коллекционирования оружия, имеющего культурную ценность, в Соединенных Штатах Америки (6). Там для коллекционирования огнестрельного оружия частное лицо обязано получить специальную "лицензию коллекционера", выдаваемую в соответствующем штате. Соответственно на федеральном уровне выдаются только разрешения на коллекционирование редких и уникальных экземпляров антикварного огнестрельного оружия, по которой они имеют право перевозиться через границы штатов.

Лицензия, полученная коллекционером огнестрельного оружия, дает ему право приобретать антикварное оружие либо раритеты и в других штатах. Имеющий разрешение коллекционер вправе также приобретать антикварное оружие и реликты и распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако операции по передаче, продаже или дарению, осуществляемые между коллекционером огнестрельного оружия и лицом, не имеющим соответствующего разрешения, правомочны только в отношении постоянных жителей того штата, в котором было получено разрешение на коллекционирование. Контроль за коллекционированием огнестрельного оружия в США осуществляет Бюро по контролю за обращением алкоголя, табака и огнестрельного оружия Министерства финансов США (BAFT) - основное федеральным агентство по контролю над оборотом огнестрельного оружия в целом по стране. Им утвержден детальный перечень антикварного огнестрельного оружия и реликтов.

В Своде федеральных постановлений США (т. 27, параграфы 178-179) дается определение антиквариата и реликвий. Ими признаются образцы огнестрельного оружия, представляющее собой интерес для коллекционеров вследствие определенных качеств, отличных от тех, которыми обладает огнестрельное оружие, предназначенное для спортивных целей или использования в качестве наступательного или оружия самообороны.

Для признания огнестрельного оружия антиквариатом или реликвией оно, прежде всего, должно быть отнесено к одной из следующих категорий:

Огнестрельное оружие, изготовленное минимум за 50 лет до текущей даты, исключая его точные копии;

Огнестрельное оружие, удостоверенное хранителем городского музея штата или федерального музея, имеющего в своей коллекции огнестрельное оружие, в качестве антиквариата или раритета, представляющего музейный интерес;

Любое другое огнестрельное оружие, которое сохранило существенную часть своей денежной стоимости по причине того, что оно редкое и отличается оригинальной формой или связано с определенными периодами или событиями истории.

Окончательное заключение о том, является ли данный предмет коллекционирования (конкретный образец огнестрельного оружия) антиквариатом или раритетом дает отделение технологии производства огнестрельного оружия BAFT.

При этом в США существует ряд жестких ограничений на импорт антикварного огнестрельного оружия и раритетов, который производится только с согласия отделения импорта оружия и взрывчатых веществ BAFT.

Отметим также, что в отличие от требований российского законодательства, коллекционирование холодного оружия в США не находится под контролем государства, хотя на торговлю им нужно получить лицензию.

Законодательство об оружии Великобритании (7) до недавнего времени вообще не распространялось на хранение, транспортировку и приобретение старинного огнестрельного оружия, служащего в качестве украшения или являющегося предметом коллекции. Однако принятые в феврале 1997 года Парламентом Великобритании изменения к Закону об огнестрельном оружии 1968 г. (8) затронули и вопросы коллекционирования оружия. Теперь все владельцы ручного огнестрельного оружия исторического значения обязаны получить в полиции сертификат на его коллекционирование и хранение сроком на 2 года. При этом образцы исторического огнестрельного оружия, которое произведено до 1919 года, и чье снаряжение не позволяет произвести из него выстрел, разрешено хранить дома открыто. Иные образцы действующего огнестрельного оружия, представляющие исторический либо технического интерес, или те его образцы, которые произведены после 1919 г., должны храниться его владельцем в специально оборудованном помещении, соответственно коллекционерам антикварного и исторического оружия запрещено иметь боеприпасы к нему (9). В 1997 году в целом по Великобритании было получено 115 тысяч 701 сертификат на коллекционирование оружия.

Весьма подробно регламентированы вопросы коллекционирования огнестрельного оружия в законе "Об оружии" Франции в его последней редакции от 6 мая 1995 года (10). Примечательно, что в нем дается четкое определение таких видов оружия, как старинное оружие, нейтрализованное оружие, а также макеты старинного оружия.

Старинным оружием там считается огнестрельное оружие, произведенное до 1 января 1870 года. Однако по закону эти границы разрешается менять.

К нейтрализованному относится такое огнестрельное оружие, которое (какова бы ни была его модель и дата изготовления), является непригодным к стрельбе любыми боеприпасами в результате технических переделок, произведенных по соответствующим правилам. На модифицированный таким образом образец ставится соответствующее клеймо и выдается аттестат. После чего оружие может быть отнесено к коллекционному.

Кстати, во Франции теперь общие контрольные функции за обращением оружия возложены на Генеральную инспекцию министерства обороны Франции, а порядок регистрации оружия по категориям и выдача соответствующих разрешений на местные префектуры, комиссариаты полиции и бригады жандармерии. Отменен ранее существовавший на протяжении нескольких десятилетий заявительный порядок приобретения оружия (декларирование), вместо которого теперь введены жесткие разрешительные нормы.

Интересна трактовка понятия коллекционирования оружия, содержащаяся в гл. 1 Закона Литовской республики "О контроле за оружием и боевыми припасами", принятого 2 июля 1996 г.: "Настоящий Закон не распространяется на огнестрельное и метательное оружие, изготовленное до 1870 года". (11). В ст. 3 данного Закона дано определение понятия коллекции оружия, боевых припасов, гильз и пуль как "используемого для экспозиции или исследовательских работ собрание оружия, боевых припасов, гильз или пуль, имеющих историко-культурное, криминалистическое или иное познавательное значение". А в соответствии со ст. 35 указанного Закона "коллекционным оружием признается оружие, имеющее историко-культурную, криминалистическую или иную познавательную ценность". Порядок осуществления экспертной оценки стоимости коллекционного оружия и его регистрации устанавливается Правительством Литвы. Коллекционирование оружия допускается в музее, другом приспособленном для этого помещении, отвечающем установленным Министерством внутренних дел требованиям. При этом коллекционировать там разрешено исключительно оружие, не пригодное для стрельбы (за исключением оружия, коллекционируемого в криминалистических и научных целях). Коллекция оружия должна быть обязательно зарегистрирована в комиссариатах полиции, его транспортировка также осуществляется только по их разрешениям. В случае нарушения требований ст. 35 указанного Закона комиссариаты полиции вправе требовать приостановления коллекционирования и экспонирования оружия или временно изымать коллекционное оружия.

Закон Республики Молдова от 18 мая 1994 года "О контроле над индивидуальным оружием" (12) не столь многословен в отношении вопросов коллекционирования оружия, нежели аналогичный Закон Литовской республики. Но, тем не менее, в ст. 4 он выделяет коллекционное оружие по целевому назначению. Физические лица, достигшие 18-летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний к обращению с оружием, не попадающие под соответствующие ограничения и постоянно проживающие на территории страны, имеют право частной собственности на коллекционное оружие. Регистрацию и контроль за коллекционным оружием осуществляют территориальные органы полиции по месту жительства его владельца.

В то же время следует заметить, что в ряде стран частное коллекционирование любого оружия законом запрещено. Так, Законом о контроле за огнестрельным и холодным (клинковым) оружием Японии частное коллекционирование оружия запрещено (13).

Думается, что и в нашей стране приобретение, продажа (реализация), коллекционирование оружия, имеющего культурную ценность, в количестве, превышающем 5 единиц (ст. 13 Федерального закона "Об оружии") также должно лицензироваться. Лицензии юридическим и физическим лицам на право коллекционирования оружия, имеющего культурную ценность, может выдавать Министерство культуры России. Приобретение, хранение, продажа оружия, имеющего культурную ценность (за исключением антикварного оружия и основных частей антикварного оружия), в количестве, превышающем 5 единиц, также должно осуществляется юридическими и физическими лицами на основании лицензий Министерства культуры Российской Федерации. В свою очередь в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" (ст. 25, 28) на органы внутренних дел возложены обязанности по осуществлению контроля за коллекционированием и экспонированием оружия, имеющего культурную ценность, что, очевидно, должно найти свое отражение в соответствующем правовом акте.

Таким образом, оружие, имеющее культурную ценность, несомненно, является национальным достоянием России, а его правовой статус нуждается в законодательном определении. Кстати, 25 февраля 2000 г. в Оружейной палате Московского Кремля прошла выставка "Клинки России - 2000" (современное художественное оружие), побывавшие на которой читатели, сами могут сделать вывод о том, нуждается ли оружие, имеющее культурную ценность, в правовой защите государства.

Смотри источники:

1. Российская газета. 1998, 4 сент.

2. Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992, N 46. ст. 2615.

3. France. Regime desmateries de guerre armes et munitions.- Revue generaled^etudes de la police franeaise, 1973. N 440. P. 1-28

4. Закон о контроле над оружием США. 1968. Свод законов США. Т. 18. Гл. 44; Свод Федеральных постановлений США. Т. 27.

5. Материалы седьмой сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию Экономического и Социального Совета ООН. Вена, 1998. 28-30 апр. Е/CN.15/1998/4. 11 May 1998. Р. 5.

6. Закон о контроле над оружием 1968 г. Свод законов США, т. 18, гл. 44.; Свод Федеральных постановлений США, т. 27.

7. Firearms Act 1968. Government publications, London. P. 1-46.

8. Материалы международного семинара по вопросам регулирования огнестрельного оружия (Токио. 1997, 19-20 ноября). Доклад представителя Японии Й. Секигучи.

9. Там же. Доклад представителя Великобритании Б. Пэкхема.

10. Regime des materieles de guerre armes et munitions. - "Revue generale d' etudes de la police franeaise". 1973. N 440 P. 1-28. France: ВНИИ МВД СССР, 1974. Пер. N 403.

11. Закон Литовской Республики "О контроле за оружием и боевыми припасами" от 2 июля 1996 г. N 1-1423. Ведомости Литовской Республики. 1996. N 36. ст. 654.

12. Parlrmentul Rrepublicii Moldova. Hotarire pentry puntrea aplicare a Legii privind controul asupra armelol individuale. 18 mai 1994. Nr. 111-XIII.

13. Keeping Japan free from guns. Pacific friend. April 1995. Vol. 22. N 12. P. 36.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

"American Rifleman", 1997 г. №2

"Мировая война против оружия"

Таня Метакса (США)

С началом второго срока правления администрации Клинтона - Гора стало намного яснее, чем когда-либо раньше, что антиоружейные акции не имеют никаких границ.

В Великобритании волна общенациональной истерии, вероятно, приведет к полному запрету пистолетов и револьверов. В Австралии владельцы оружия уже сдают свое оружие для уничтожения. В Организации Объединенных Наций структуры, занимающиеся предотвращением преступности, а также те, которые занимаются проблемами разоружения, изучают вопросы контроля за оружием на международном уровне (в том числе и за оружием находящимся в частном владении).

Не остается в стороне и администрация Клинтона - Гора. Бывший посол США в Японии, в прошлом вице - президент (и кандидат в Президенты) Уолтер Мондейл в вопросах, касающихся оружия, поддерживал линию Японии. В одном из выступлений он сказал, что "...ограничение использования оружия как источника ненужного кровопролития явно недостаточно, это уже не только внутреннее дело государства.... Это подрывает наш моральный авторитет".

Тем временем чиновники, ведающие внешней торговлей в администрации Клинтона, продолжают подталкивать другие страны к принятию русского варианта "соглашения о добровольном ограничении импорта оружия", блокируя тем самым экспорт их огнестрельного оружия в Соединенные Штаты.

Что же делает Национальная Стрелковая Ассоциация (НСА, в английской транскрипции - NRA), чтобы остановить антиоружейную деятельность в мировом масштабе?

Олицетворяя уникальную свободу американского владельца оружия и борясь за наше прирожденное национальное право владеть оружием и для того, чтобы информировать членов НСА о деятельности ООН, НСА добилась от ООН аккредитации в качестве неправительственной организации. В отличие от Конгресса США и законодательных собраний штатов, где вы, как частное лицо, имеете возможность встретиться с законодателями, присутствовать на слушаниях и наблюдать за дебатами, за деятельностью ООН могут наблюдать только государственные и аккредитованные неправительственные организации.

Некоторые полагают, что такая деятельность НСА незаконна. Представитель Колумбии в комиссии ООН по разоружению задал вопрос: "Почему НСА вмешивается в международные проблемы?"

Но когда один сторонник разоружения стирает границы между охотой, грабежом и убийством, говоря, что охота является частью "культуры жестокости", НСА должна вмешаться. Когда другой призывает к "совершенствованию внутреннего контроля над оружием" как к главной мере для установления контроля за продажей оружия нежелательным странам, террористам и нарушителям Закона, НСА должна действовать. И когда в Австралии и Великобритании, странах, где некогда существовали традиции владения оружием, конфискуют оружие, члены НСА должны стать плечом к плечу в защиту Второй поправки к Конституции США (поправка, разрешающая гражданам США владение оружием).

(Таня Метакса возглавляет Институт правовых акций НСА. На встрече в Лас-Вегасе, во время SHOT Show - 97, Таня Метакса избрана председателем оргкомитета "Всемирного Форума за будущее стрелкового спорта и охоты").

 

Кейт Тидсуэлл (Австралия).

В настоящее время в Австралии запрещено все самозарядное длинное оружие, включая оружие калибра 5,6 мм, а также все гладкоствольные ружья с пере заряжением подвижным цевьем.

Легальные владельцы оружия не думали, что такое когда-нибудь произойдет. Это надо помнить тем, кто не верит в то, что регистрация оружия предшествует его конфискации. Одно следует за другим с той же неизбежностью, как ночь за днем.

Первый, и самый большой урок из этого - то, что в обсуждении этого вопроса не принимались во внимание доводы разума. Властям не удалось найти ни одну страну в мире, где бы ужесточение оружейного законодательства снизило уровень преступности. Не было ни настоящих дебатов, ни консультаций с владельцами оружия. Бюрократы скрыли информацию от общественности и использовали пропаганду дамочек из американских центров контроля заболеваемости. Они даже ввели в заблуждение высокопоставленных правительственных чиновников. Работы независимых исследователей не использовались.

Второй урок - политиков всегда надо считать безнравственными. Были нарушены многие соглашения, и власть федерального правительства была использована для того, чтобы подмять правительства штатов. Краеугольным камнем австралийской политики является автономия штатов. Но штатам, которые отказывались поддержать волю федерального правительства, угрожали крупными финансовыми карами.

В - третьих, средства массовой информации всегда будут противниками владения огнестрельным оружием (поддерживая в этом вопросе правительственных чиновников - бюрократов). Это война эмоций, а не фактов.

И даже сейчас, огромная масса владельцев оружия, которая использует винтовку калибра 5,6 мм от случая к случаю, не знает, как повлияют на них новые правила, требующие, чтобы они доказали "подлинную потребность" в оружии. Центральное правительство Австралии решило искоренить частное владение оружием. Но это палка о двух концах.

(Кейт Тидсуэлл является национальным исполнительным директором Ассоциации спортивной стрельбы Австралии и издателем журнала "Australian Shooters Journal").

 

Стивен У. Кендрик (Великобритания)

Когда психически ненормальный Томас Гамильтон предпринял закончившееся жертвами нападение на школьников и их учителя в Данблэйне (Шотландия), британские владельцы оружия знали, что решение правительства будет драконовским. Но мы не думали, что они будут настолько жестокими, как настоящее положение: запрет на все пистолеты и револьверы, за исключением образцов калибра 5,6 мм и антикварного оружия; владельцам антикварного оружия будет запрещено иметь боеприпасы; владельцы оружия калибра 5,6 мм должны будут хранить его в клубах. Все оставшееся должно быть конфисковано и уничтожено или продано за рубеж. Компенсация будет минимальной. Продажа оружия по почтовому заказу (разрешенная в настоящее время в Великобритании) должна быть запрещена, процедуры лицензирования должны стать еще более усложненными, чем сейчас. Будут запрещены также патроны с экспансивными пулями.

Мы были удивлены реакцией правительства. Почему? Потому что в первом публичном докладе о расследовании данблэйнского дела член Палаты лордов Каллэн пришел к такому заключению: "Я не думаю, что запрет пистолетов для спортивной стрельбы или закрытие стрелковых клубов были бы оправданы".

Сопоставляя это с ошибками, допущенными полицией, трудностями в расследовании дела об убийстве в Данблэйне и результатами парламентского расследования, которое считает, что запрет пистолетов и револьверов был бы неразумным, самое худшее, что мы видели в перспективе - требование держать оружие в разобранном виде с хранением наиболее важного компонента в стрелковом клубе. (Заметим, что согласно правительственной статистике 93% всех преступлений с применением короткого оружия в Англии и Уэльсе совершается с незарегистрированным законно оружием).

Но против нас - истерия, поднятая прессой, в сочетании с между партийными склоками в год выборов. Лейбористская партия намерена даже идти еще дальше и запрещать все пистолеты и револьверы, реплики огнестрельного оружия и охолощенное трофейное оружие, а также потребовать лицензирования пневматического оружия малой мощности.

Каков же урок для американских владельцев оружия? Не сомневаться в том, что единственное чего боятся политики, это своих избирателей перед выборами. Пользуйтесь этим всегда, и используйте это правильно.

(Стивен У. Кендрик является экспертом по короткому огнестрельному оружию и оружейному законодательству. Его мнение было включено в доклад комитета по внутренним делам о владении коротким оружием и расследовании Данблэйнского дела.).

ПРИЛОЖЕНИЕ №5.

Долгосрочный прогноз развития криминальной ситуации в Российской Федерации

(журнал "Мир безопасности", №1, 1998 год, извлечения)

Анализ криминальной ситуации в России за 1988 - 1996 годы, позволяет сделать вывод о значительных качественных изменениях в преступности. Пик этих изменений приходится на 1992 - 1993 годы. Именно в эти годы произошли радикальные изменения в сфере экономических отношений. Общество получило ощутимую политико-экономическую встряску. Вследствие этого всего лишь за 2 года уровень преступности (на 100 тысяч населения) поднялся с 1463, в 1991 году, до 2014 - в 1993 году. За этот же период уровень убийств вырос с 11 случаев до 21, тяжких телесных повреждений - с 28 случаев до 50, грабежей с 69 случаев до 131, разбоев - с 12 случаев до 28, краж - с 824 случаев до 1065 (в том числе, из квартир со 199 случаев до 317), хулиганства - с 72 случаев до 118. Значительно изменилась и структура преступности. Так, если в 1988 году, доля убийств составляла 0,9%, то уже в 1996 году эта цифра увеличилась до 1,1%; доля грабежей выросла с 3,6% до 4,6%; разбоев - с 0,7% до 1,3%; доля краж - с 38,4% до 49,6%; мошенничеств - с 1,1% до 2,8%.

В 1997 году, в структуре насильственной преступности, отчетливо проявился ряд негативных тенденций, которые лишь обозначились в предыдущие годы. Одной из них является существенное изменение мотивации умышленных убийств и тяжких телесных повреждений. Если сравнительно недавно основная часть их совершалась на бытовой почве, из хулиганских побуждений, нередко, спонтанно, под воздействием внезапно возникшего умысла, то в истекшем году среди этих посягательств было не мало тщательно подготовленных и организованных.

По данным исследований, зарегистрированная преступность составляет от одной четверти до одной трети от ее общего массива, таким образом, минимум две трети преступлений по разным причинам не находят отражения в официальной статистике. Так уровень латентности грабежей и разбоев, согласно экспертным оценкам, превышает показатель регистрации в 1,5 - 2 раза. Соотношение между регистрируемым и латентным хулиганством (ч.ч. 1 и 2 ст. 206 УК) составляет 1 к 20, а по хулиганству, квалифицируемому по ч. 3 этой статьи - 1 к 5.

В будущем, ситуация не будет существенно меняться ни к лучшему, ни к худшему - перемены будут постепенными. Это относится, как к обще социальной, так и криминальной ситуации. Более того, в силу инерционности преступности ("эффект запаздывания") даже в случае, если к 2000 - 2005 годам социальная, экономическая, политическая ситуация заметно изменится к лучшему, - эти позитивные сдвиги будут соответствующим образом сказываться на положении дел с преступностью только по прошествии определенного периода времени. В этой связи, закономерен вывод о том, что в перспективе следует ожидать дальнейшего роста как реальной, так и зарегистрированной преступности.

Можно ожидать, что число зарегистрированных умышленных убийств останется стабильным. Возможно даже небольшое снижение их числа в ближайшие 2 года, а затем увеличение общего числа зарегистрированных умышленных убийств, до 36 тысяч в 2000 году (+22% по сравнению с 1996 годом).

Прогноз динамики причинения тяжкого вреда здоровью в целом аналогичен прогнозу убийств - увеличение их числа до 68 тысяч с 2000 году (+27% по сравнению с 1996 годом).

Корыстно - насильственная преступность не претерпит значительных изменений в течение прогнозируемого периода. Резкий рост числа грабежей и разбоев в 1992 - 1993 годах отразил изменения, происшедшие в социально - экономической сфере. Их количество к 2000 году составит более 40 тысяч (+18% по сравнению с 1996 годом). Количество зарегистрированных грабежей в 2000 году может составить 138 тысяч (+14% по сравнению с 1996 годом).

Количество зарегистрированных краж увеличится до 1560 тысяч в 2000 году (+29% по сравнению с 1996 годом). Количество зарегистрированных квартирных краж достигнет примерно 350 тысяч в 2000 (+31% по сравнению с 1996 годом).

Криминологический прогноз экономической преступности до 2000 года определяется полностью сохраняющим свою силу причинным комплексом криминогенных факторов в экономике, который сформировал устойчивую тенденцию ее роста в предшествующем пятилетии. Это дает основание прогнозировать ее реальный рост к 2000 году в 1,5 - 2 раза.

Подготовлен авторским коллективом ВНИИ МВД.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6.

Статистические данные по обороту оружия в Российской Федерации за 1997 год.

Состоит на учете лиц, получивших разрешение на хранение и ношение оружия - 4.582.722 чел.

Из них:

Выдано гражданам: открытых лицензий на приобретение газового оружия самообороны - 225.143

На вооружении частных охранно-сыскных предприятий находится 68.392 единиц огнестрельного оружия, в том числе:

Зарегистрировано объектов хранения и использования оружия - 19.979

на них хранится оружия - 378.975 ед.

Спортивных и охотничьих предприятий и организаций - 2.673

в них тиров, стрельбищ - 820

названные располагают оружием - 25.821 ед.

Количество предприятий по производству гражданского оружия - 32.

Количество предприятий по продаже гражданского и служебного оружия - 714

ими продано оружия - 504.040 ед.

Привлечено к ответственности за нарушение законодательства об обороте оружия:

В охранно-сыскных структурах: 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7.

Государственный Комитет Российской Федерации по статистике

Численность постоянного населения России (в тысячах)

На 01.01.97 г. 147 137,2 чел.;

На 01.01.98 г. 146 739,4 чел.;

На 01.01.99 г. 146 327,6 чел.;

На 01.01.00 г. 144 791,3 чел.;

На 01.01.01 г. 144 819,1 чел.;

На 01.01.02 г. 143 954,4 чел.

Данные мед. статистики.

Умершие, в общем:

1996 г. - 2 082 249 чел.; на 1000 - 14,2;

1997 г. - 2 015 779 чел.; на 1000 - 13,8;

1998 г. - 1 988 744 чел.; на 1000 - 13,6;

1999 г. - 2 140 261 чел.; на 1000 - 14,7;

2000 г. - 2 225 332 чел.; на 1000 - 15,4;

2001 г. - 2 254 856 чел.; на 1000 - 15,6.

I. Из них умершие от болезней:

1) от нарушения системы кровообращения:

1996 г. - 1 113 714 чел.; на 100 000 - 758,3;

1997 г. - 1 100 340 чел.; на 100 000 - 751,1;

1998 г. - 1 094 055 чел.; на 100 000 - 748,8;

1999 г. - 1 187 835 чел.; на 100 000 - 815,7;

2000 г. - 1 231 373 чел.; на 100 000 - 849,4;

2001 г. - 1 253 103 чел.; на 100 000 - 869,4;

2) от новообразований:

1996 г. - 294 127 чел.; на 100 000 - 200,3;

1997 г. - 295 608 чел.; на 100 000 - 201,8;

1998 г. - 295 824 чел.; на 100 000 - 202,5;

1999 г. - 298 505 чел.; на 100 000 - 205,0;

2000 г. - 297 943 чел.; на 100 000 - 505,5;

2001 г. - 294 063 чел.; на 100 000 - 204,0.

II. Из них умершие от несчастных случаев в общем:

1996 г. - 307 224 чел.; на 100 000 - 209,2;

1997 г. - 274 928 чел.; на 100 000 - 187,7;

1998 г. - 273 953 чел.; на 100 000 - 187,5;

1999 г. - 300 156 чел.; на 100 000 - 206,1;

2000 г. - 318 716 чел.; на 100 000 - 219,9;

2001 г. - 331 634 чел.; на 100 000 - 230,1.

В том числе:

1. Умершие от случайного отравления алкоголем:

1996 г. - 35 233 чел.; на 100 000 - 24,0;

1997 г. - 27 924 чел.; на 100 000 - 19,1;

1998 г. - 26 065 чел.; на 100 000 - 16,4;

1999 г. - 29 872 чел.; на 100 000 - 20,5;

2000 г. - 37 214 чел.; на 100 000 - 25,7;

2001 г. - 41 091 чел.; на 100 000 - 28,5;

2. Умершие от убийств:

1996 г. - 39 083 чел.; на 100 000 - 26,6;

1997 г. - 34 995 чел.; на 100 000 - 23,9;

1998 г. - 33 556 чел.; на 100 000 - 23,0;

1999 г. - 38 225 чел.; на 100 000 - 26,2;

2000 г. - 41 090 чел.; на 100 000 - 28,3;

2001 г. - 42 921 чел.; на 100 000 - 29,8;

3. Умершие от самоубийств:

1996 г. - 57 812 чел.; на 100 000 - 39,4;

1997 г. - 55 031 чел.; на 100 000 - 37,6;

1998 г. - 51 770 чел.; на 100 000 - 35,4;

1999 г. - 57 276 чел.; на 100 000 - 39,3;

2000 г. - 56 934 чел.; на 100 000 - 39,3;

2001 г. - 57 284 чел.; на 100 000 - 39,7;

4. Умершие от утопления:

1996 г. - 16 157 чел.; на 100 000 - 11,0;

1997 г. - 14 533 чел.; на 100 000 - 9,9;

1998 г. - 16 403 чел.; на 100 000 - 11,2;

1999 г. - 17 062 чел.; на 100 000 - 11,7;

2000 г. - 16 017 чел.; на 100 000 - 11,0;

2001 г. - 17 695 чел.; на 100 000 - 12,3;

5. Умершие от несчастных случаев, связанных с транспортом (авто, мото, вело, ж/д, водный, воздушный и т.д.):

1996 г. - 33 696 чел.; на 100 000 - 23,0;

1997 г. - 31 516 чел.; на 100 000 - 21,6;

1998 г. - 33 673 чел.; на 100 000 - 23,0;

1999 г. - 38 218 чел.; на 100 000 - 26,2;

2000 г. - 39 565 чел.; на 100 000 - 27,3;

2001 г. - 40 722 чел.; на 100 000 - 28,3;

Жертвы ДТП (по сведениям ГИБДД МВД РФ):

1996 г.: погибло - 26 500 чел.; ранено - 178 400 чел.;

1997 г.: погибло - 27 665 чел.; ранено - 177 924 чел.;

1998 г.: погибло - 29 021 чел.; ранено - 183 846 чел.;

1999 г.: погибло - 29 718 чел.; ранено - 182 123 чел.;

2000 г.: погибло - 29 564 чел.; ранено - 179 401 чел.;

2001 г.: погибло - 30 898 чел.; ранено - 187 756 чел.;

6. Умершие от токсикомании (наркомании):

1996 г. - 266 чел.; на 100 000 - 0,2;

1997 г. - 321 чел.; на 100 000 - 0,2;

1998 г. - 266 чел.; на 100 000 - 0,2;

1999 г. - 182 чел.; на 100 000 - 0,125;

2000 г. - 211 чел.; на 100 000 - 0,146;

2001 г. - 452 чел.; на 100 000 - 0,314;

(Примечание: случаи смерти наркоманов умерших от заражения крови, при использовании грязных шприцов, учитываются по другой позиции мед. статистики.) 

7. Умершие от несчастных случаев с огнестрельным оружием:

1996 г. - 620 чел.; на 100 000 - 0,4;

1997 г. - 490 чел.; на 100 000 - 0,3;

1998 г. - 443 чел.; на 100 000 - 0,3;

1999 г. - 112 чел.; на 100 000 - 0,008 (неполные данные за 0,5 года);

2000 г. - 333 чел.; на 100 000 - 0,223;

2001 г. - 334 чел.; на 100 000 - 0,223.

Динамика преступлений против личности и собственности (по свед. МВД РФ):

1) Умышленные убийства и покушения на убийства (ст. 105, 106, 107 УК РФ):

1996 г. - 29 406 случаев; в том числе с применением оружия - 1 926 случаев; 

1997 г. - 29 285 случая; в том числе с применением оружия - 6 709 случаев; 

2) Умышленные тяжкие повреждения здоровья (ст. 111 УК РФ):

1996 г. - 53 417 случаев; в том числе с применением оружия - 386 случаев; 

1997 г. - 46 131 случай; в том числе с применением оружия - 6 470 случаев; 

3) Разбои (ст. 162 УК РФ):

1996 г. - 34 584 случая; в том числе с применением оружия - 2 766 случаев; 

1997 г. - 34 318 случаев; в том числе с применением оружия - 9 385 случая; 

4) Динамика уличной преступности:

1996 г. - всего: 219 200 случаев, из них:

умышленных убийств - 1,4%; 

умышленных причинений тяжкого вреда здоровью - 3,7%;

разбоев - 3,3%;

1997 г. - всего: 191 400 случаев, из них:

умышленных убийств - 1,4%; 

умышленных причинений тяжкого вреда здоровью - 3,7%;

разбоев - 3,3%;

Количество преступлений, совершенных с применением оружия, зарегистрированного в подразделениях ЛРР ОВД за 9 месяцев 1998 года.

1. Автоматов - 2

2. Пистолетов и револьверов - 29

3. Винтовок и карабинов - 13

4. Спортивного огнестрельного - 7

5. Охотничьего гладкоствольного - 729

6. Охотничьего нарезного - 64

7. Самодельного огнестрельного - 1

8. Газового - 105

9. Холодного - 5

К сожалению: 

1) не известна принадлежность оружия (гос. органы и организации, в том числе военизированные; государственные и не государственные юридические лица с особыми уставными задачами; частные охранные организации; образовательные, спортивные и общественные организации; личное оружие граждан, в том числе - наградное?) по номенклатуре;

2) неизвестны виды преступлений и статьи УК, в соответствии с принадлежностью и номенклатурой оружия, обстоятельства совершения преступлений;

3) не известно количество жертв (убитых, получивших повреждение здоровья и какой тяжести), в общем, по принадлежности и по номенклатуре оружия.

Резюме.

Относительно незначительное количество преступлений с оружием и, в основном, мизерное количество преступлений с легальным оружием, позволяет сделать вывод, что государство в лице отдельных представителей правительства и иных гос. органов, не имеет морального права утверждать о невозможности осуществления Права граждан России на активную самооборону с оружием в руках, в виду не обеспечения им (Правительством) Конституционной безопасности граждан как в области здравоохранения, так и в области личной и общественной безопасности. 

В случае снижения количества смертей граждан, указанных в разделе 1, как минимум, на два порядка (в 100 раз), будет иметь смысл выслушать доводы представителей Правительства по этому вопросу.

Продолжение