О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "об оружии"

Проект
Вносится Калининградской
областной думой
№ 300728-3
от 07.03. 2003 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "об оружии"

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, "51, ст. 5681, 2001,№ 31, 3171) следующие дополнения и изменения:

  1. Пункт 1 части второй статьи 3 дополнить новым абзацем вторым, следующего содержания:
    "огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие с дульной энергией не более 300 Дж отечественного производства. Огнестрельное нарезное короткоствольное оружие самообороны должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского спортивного оружия - по следообразованию на пуле и гильзе. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному гражданскому оружию самообороны не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к гражданскому оружию самообороны должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации;".

  2. Пункт 1 статьи 6 дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
    "огнестрельного гладкоствольного и нарезного короткоствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, имеющего общую длину более 300 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его общую длину более 300 мм;
    огнестрельного гладкоствольного и нарезного короткоствольного оружия иностранного производства;".

  3. В статье 13: дополнить частью пятой, шестой следующего содержания:
    "Огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие граждане Российской Федерации имеют право приобретать в целях самообороны с правом ношения по лицензиям, выдаваемым органами внутренних дел по месту жительства.

    Общее количество приобретенного гражданином Российской Федерации огнестрельного гладкоствольного и нарезного короткоствольного оружия не должно превышать пять единиц, за исключением случаев, когда перечисленные виды оружия являются объектами коллекционирования.";

    Часть десятую изложить в следующей редакции:
    "Приобретенные гражданином Российской Федерации огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие самообороны, огнестрельное длинноствольное оружие, а также охотничье пневматическое оружие подлежат регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения.";

    первое предложение части одиннадцатой изложить в следующей редакции:
    "При регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства выдается разрешение на его хранение, а при регистрации огнестрельного гладкоствольного и нарезного короткоствольного оружия, охотничьего огнестрельного и пневматического оружия, а также спортивного или охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия.";

    часть тринадцатую после слов "впервые приобретающие" дополнить словами "огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие самообороны.".

Статья 2. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.В. Путин 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об оружии"

Пунктом вторым статьи 45 Конституции Российской Федерации признается право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Статьей 24 Федерального закона "Об оружии" предусматривается право граждан Российской Федерации применять оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны или по крайней необходимости. Нормами указанного федерального закона устанавливается исчерпывающий перечень видов оружия, которое может быть использовано гражданами в целях самообороны.

Как следует из текста абзаца пятого статьи 13 Федерального закона "Об оружии", гражданское оружие самообороны, граждане Российской Федерации имеют право приобретать в целях самообороны - без права ношения. При этом, вышеуказанным федеральным законом к понятию "гражданское оружие самообороны" отнесено только огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства, газовое оружие, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства.

Предлагаемым законопроектом предусматривается расширение перечня видов гражданского оружия самообороны посредством увеличения количества относящихся сюда наименований. К данной категории законопроектом отнесено огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие.

В большинстве государств разрешено владение ручным огнестрельным оружием с целью защиты личности и имущества. В ряде государств Западной Европы и американского континента гражданам предоставлено соответствующими нормативными правовыми актами право на приобретение огнестрельного оружия, в том числе пистолетов и револьверов, а в иных странах и боевого оружия (Швейцария) в целях самообороны. В пяти европейских государствах не существует никаких запретов на владение гражданскими типами огнестрельного оружия (Дания, Германия, Швейцария, Румыния, Финляндия).

Кроме того, согласно исследованиям, основанным на статистических данных ФБР США за 1972 - 1992 годы, проведенными независимыми специалистами Чикагского Университета в 3054 округах США, число убийств снизилось на 8,5%, изнасилований на 5%, нападений на 7% в округах, где разрешено скрытое ношение заряженного оружия. При этом, в одном только 1994 году граждане Соединенных Штатов Америки, законно владеющие личным оружием, практически применяли его для самообороны 645 тысяч раз. В штатах США, где разрешено скрытое ношение заряженного оружия, общий уровень преступных проявлений меньше на 22%, уровень убийств на 33%, разбойных нападений на 36%, ограблений на 37%, а тяжких телесных повреждений на 14% ниже, чем в среднем по штатам, где такого разрешения нет.

Цель законопроекта - стимулирование самостоятельного обеспечения гражданами Российской Федерации собственной безопасности, осуществления самостоятельной защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

При этом, законопроект не изменяет установленный действующими нормами законодательства Российской Федерации порядок оборота оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации, применения оружия гражданами Российской Федерации, и не противоречит смыслу Федерального закона "Об оружии".

Принимая во внимание повышенную опасность огнестрельного гладкоствольного и нарезного короткоствольного оружия для жизни и здоровья человека, в целях поддержания надлежащего уровня общественной безопасности законопроектом предусматривается ряд ограничений, связанных с введением в оборот образцов вышеуказанного оружия с ограниченной длинной ствола и минимизированной дульной энергией.

Принятие представленного законопроекта не повлечет какие-либо расходы за счет средств федерального бюджета.

После принятия Закона, в соответствии с его статьей 2, акты Правительства Российской Федерации, регулирующие оборот гражданского оружия, включая его ношение, подлежит приведению в соответствие с нормами данного Закона.

Председатель Калининградской
Областной Думы
В.А. Никитин

 


ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

К проекту Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об оружии"

Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из Федерального бюджета, а наоборот приведет к дополнительному поступлению средств за счет увеличения объемов внутреннего оборота оружия в Российской Федерации.

Председатель Калининградской
Областной Думы
В.А. Никитин

 


ПЕРЕЧЕНЬ

Актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием

Принятие Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об оружии" не потребует внесения изменений или дополнений в действующие федеральные законы, признание актов федерального законодательства утратившими силу или их приостановления, принятия новых федеральных законов.

Председатель Калининградской
Областной Думы
В.А. Никитин

 


ОТЗЫВ

На проект Федерального закона №303728-3, от 07.03. 2003 года
"О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон
"Об оружии" внесенный в Государственную Думу РФ, Думой Калининградской области.

Законопроект определяет следующие ограничения:

Норма "только отечественного производства" вызывает сомнение. Как отреагирует на нее ВТО? Как бы наши экспортные товары (аналогичные) не попали бы под санкции этой международной Организации, да и на уровне национальных законодательств, за подобное "местничество", могут все наши товары подвергнуть обструкции в зарубежье. В связи с вышеизложенным, выгоды для отечественных производителей оружия (налогоплательщиков) - не очевидны.

Против гладкоствольных образцов короткоствольного оружия, могут выступить Главное Экспертно-криминалистическое Управление МВД РФ и Минюст РФ, поскольку их эксперты действительно не смогут определить, из какой конкретной единицы оружия, был произведен тот или иной выстрел. Особенно если он (выстрел) был произведен безоболочечной пулей, поскольку она деформируется даже при попадании в мягкие ткани организма. То же самое вполне возможно и при расследовании случаев применения малокалиберного оружия (под патроны бокового боя), даже не взирая на то, что ствол у этого оружия нарезной. Особенно это будет касаться патронов, снаряженных пулей с кратерным углублением в головной части (эта пуля практически выворачивается "на изнанку", и, следовательно, уничтожаются все следы от нарезов ствола). Эта коллизия так же не нашла своего отражения в Законопроекте.

Главной целью контрольных функций Государства, является создание условий обеспечивающих неотвратимость наказания за совершенные преступления, при безусловном обеспечении прав граждан, в том числе и на самооборону. Применение оболочечных пуль, на которых, при любом случае остаются строго индивидуальные следы нарезов, является необходимым условием разрешения гражданам владеть огнестрельным короткоствольным оружием для самообороны. Именно наличие этих следов на пуле, является тем "паспортом" оружия по которому эксперты-балистики могут безошибочно определить, из какой конкретной единицы оружия был произведен выстрел. Поэтому в Законопроекте необходимо предусмотреть внесение дополнения в часть 5 статьи 6 "Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия". После слов "разрывного или трассирующего действия", необходимо дополнить словами: "патронов с безоболочечными пулями к огнестрельному короткоствольному оружию самообороны".

Дульной же энергии пули, не более 300 Дж, действительно может оказаться вполне достаточно при применении гражданами своего оружия для самообороны, особенно в городах и населенных пункта (хватает же частным охранникам!). Но не в случае использования короткоствольного оружия вне городов и населенных пунктов. А так же в качестве вспомогательного, где ни будь в лесу (тайге), при охоте на опасных хищных животных, особенно - медведь (та же самооборона). Для этих целей нужен револьвер и калибра, не менее чем .357 Магнум, с дульной энергией пули порядка 780 - 900 Дж и более.

Ограничение дульной энергии пули, в короткоствольном оружии, принадлежащем гражданам России, на правах личной собственности, создает еще одну правовую коллизию. Дульная энергия пули, такой категории оружия как, наградное оружие, до этого момента не регулировалась, но в связи с возможным принятием выше указанного Законопроекта - будет. Во главу угла, в соответствии с "Гражданским кодексом", будет ставиться именно право собственности, без относительно к тому факту как именно гражданин стал владельцем оружия, толи приобрел на свои собственные средства, толи это подарок, толи ему его вручили как награду. И при плановой перерегистрации, то наградное оружие, которое имеет мощность более 300 Дж, оно станет "не выносным". Поскольку Закон обратной силы не имеет, изъять его будет нельзя (личная собственность граждан, это "святое"), но вот права на ношение этого наградного оружия владельцы, в соответствии с новым Законом, могут лишиться. Конечно, если в Законе не будет оговорено, что наградное оружие (короткоствольное) является исключением из общего правила.

При всем при этом. Необходимо подумать и о защите интересов Государственного Бюджета Российской Федерации. Она (защита) должна осуществляться комплексно, на основе норм Международного права.

  1. Продажа населению тех устаревших, но сохранивших свою эффективность, образцов короткоствольного оружия (наганов, ТТ, лендлизовских и трофейных, т.е. имеющих, в подавляющем большинстве, дульную энергию пули более 300 Дж), которое являясь государственной собственностью, "мертвым грузом" лежит на складах Министерства обороны и других Ведомств. Сокращение единиц хранения благотворно скажется на экономии государственных бюджетных средств. Предпродажная же подготовка оружия (испытание на функциональность, клеймение, приведение внешнего вида к товарному виду, приведение к нормальному бою, контрольный отстрел для формирования федеральной пулегильзотеки, упаковка и т.д.) проведенная на отечественных предприятиях, даст возможность и предприятиям заработать определенные средства (с отчислением налогов в бюджет, естественно).

  2. Поставка из-за рубежа короткоствольного оружия только из тех стран, членов ПМК брюссельской конвенции, с которыми заключены договора о взаимном благоприятствовании в торговле. Причем поставки именно из-за рубежа должны носить временный характер. Зарубежные фирмы производители оружия, при желании участвовать в обороте оружия в России, должны будут организовывать производство своих моделей оружия и патронов к нему на российских предприятиях.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что ограничение дульной энергии гражданского огнестрельного короткоствольного оружия 300 Дж, противоречит интересам Государства.

Резюме. При всех присущих ему недостатках, Законопроект необходимо поддерживать, поскольку никаких не преодолимых препятствий по его доработке, ко второму чтению - НЕТ. На моей памяти еще не было ни одного Законопроекта, в который бы не вносились поправки (изменения и дополнения).

Эксперт Комитета ГД ФС РФ
По безопасности
В.П. Полозов