ОТЗЫВ

На проект Федерального закона №303728-3, от 07.03. 2003 года 
"О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об оружии" внесенный в Государственную Думу РФ, Думой Калининградской области.

Законопроект определяет следующие ограничения:

Норма "только отечественного производства" вызывает сомнение. Как отреагирует на нее ВТО? Как бы наши экспортные товары (аналогичные) не попали бы под санкции этой международной Организации, да и на уровне национальных законодательств, за подобное "местничество", могут все наши товары подвергнуть обструкции в зарубежье. В связи с вышеизложенным, выгоды для отечественных производителей оружия (налогоплательщиков) - не очевидны.

Против гладкоствольных образцов короткоствольного оружия, могут выступить Главное Экспертно-криминалистическое Управление МВД РФ и Минюст РФ, поскольку их эксперты действительно не смогут определить, из какой конкретной единицы оружия, был произведен тот или иной выстрел. Особенно если он (выстрел) был произведен безоболочечной пулей, поскольку она деформируется даже при попадании в мягкие ткани организма. То же самое вполне возможно и при расследовании случаев применения малокалиберного оружия (под патроны бокового боя), даже не взирая на то, что ствол у этого оружия нарезной. Особенно это будет касаться патронов, снаряженных пулей с кратерным углублением в головной части (эта пуля практически выворачивается "на изнанку", и, следовательно, уничтожаются все следы от нарезов ствола). Эта коллизия так же не нашла своего отражения в Законопроекте.

Главной целью контрольных функций Государства, является создание условий обеспечивающих неотвратимость наказания за совершенные преступления, при безусловном обеспечении прав граждан, в том числе и на самооборону. Применение оболочечных пуль, на которых, при любом случае остаются строго индивидуальные следы нарезов, является необходимым условием разрешения гражданам владеть огнестрельным короткоствольным оружием для самообороны. Именно наличие этих следов на пуле, является тем "паспортом" оружия по которому эксперты-балистики могут безошибочно определить, из какой конкретной единицы оружия был произведен выстрел. Поэтому в Законопроекте необходимо предусмотреть внесение дополнения в часть 5 статьи 6 "Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия". После слов "разрывного или трассирующего действия", необходимо дополнить словами: "патронов с безоболочечными пулями к огнестрельному короткоствольному оружию самообороны".

Дульной же энергии пули, не более 300 Дж, действительно может оказаться вполне достаточно при применении гражданами своего оружия для самообороны, особенно в городах и населенных пункта (хватает же частным охранникам!). Но не в случае использования короткоствольного оружия вне городов и населенных пунктов. А так же в качестве вспомогательного, где ни будь в лесу (тайге), при охоте на опасных хищных животных, особенно - медведь (та же самооборона). Для этих целей нужен револьвер и калибра, не менее чем .357 Магнум, с дульной энергией пули порядка 780 - 900 Дж и более.

Ограничение дульной энергии пули, в короткоствольном оружии, принадлежащем гражданам России, на правах личной собственности, создает еще одну правовую коллизию. Дульная энергия пули, такой категории оружия как, наградное оружие, до этого момента не регулировалась, но в связи с возможным принятием выше указанного Законопроекта - будет. Во главу угла, в соответствии с "Гражданским кодексом", будет ставиться именно право собственности, без относительно к тому факту как именно гражданин стал владельцем оружия, толи приобрел на свои собственные средства, толи это подарок, толи ему его вручили как награду. И при плановой перерегистрации, то наградное оружие, которое имеет мощность более 300 Дж, оно станет "не выносным". Поскольку Закон обратной силы не имеет, изъять его будет нельзя (личная собственность граждан, это "святое"), но вот права на ношение этого наградного оружия владельцы, в соответствии с новым Законом, могут лишиться. Конечно, если в Законе не будет оговорено, что наградное оружие (короткоствольное) является исключением из общего правила.

При всем при этом. Необходимо подумать и о защите интересов Государственного Бюджета Российской Федерации. Она (защита) должна осуществляться комплексно, на основе норм Международного права.

1. Продажа населению тех устаревших, но сохранивших свою эффективность, образцов короткоствольного оружия (наганов, ТТ, лендлизовских и трофейных, т.е. имеющих, в подавляющем большинстве, дульную энергию пули более 300 Дж), которое являясь государственной собственностью, "мертвым грузом" лежит на складах Министерства обороны и других Ведомств. Сокращение единиц хранения благотворно скажется на экономии государственных бюджетных средств. Предпродажная же подготовка оружия (испытание на функциональность, клеймение, приведение внешнего вида к товарному виду, приведение к нормальному бою, контрольный отстрел для формирования федеральной пулегильзотеки, упаковка и т.д.) проведенная на отечественных предприятиях, даст возможность и предприятиям заработать определенные средства (с отчислением налогов в бюджет, естественно).

2. Поставка из-за рубежа короткоствольного оружия только из тех стран, членов ПМК брюссельской конвенции, с которыми заключены договора о взаимном благоприятствовании в торговле. Причем поставки именно из-за рубежа должны носить временный характер. Зарубежные фирмы производители оружия, при желании участвовать в обороте оружия в России, должны будут организовывать производство своих моделей оружия и патронов к нему на российских предприятиях.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что ограничение дульной энергии гражданского огнестрельного короткоствольного оружия 300 Дж, противоречит интересам Государства.

Резюме. При всех присущих ему недостатках, Законопроект необходимо поддерживать, поскольку никаких не преодолимых препятствий по его доработке, ко второму чтению - НЕТ. На моей памяти еще не было ни одного Законопроекта, в который бы не вносились поправки (изменения и дополнения).

Эксперт Комитета ГД ФС РФ
По безопасности

В.П. Полозов

 


 

ФЕДЕПАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        АППАРАТ
Государственной Думы

_____________________

    ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
    тел. 292 13 66
"09" 04 2003 г. № 1/7240

По поручению Совета
Государственной Думы от
01 апреля 2003 года
(протокол 3165, пункт 73)

Комитет Государственной Думы
По безопасности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По проекту федерального закона № 303728-3
"О внесении дополнений и изменений в Федеральный Закон "Об
оружии", внесенному Калининградской областной Думой
(первое чтение)

Правовым управлением рассмотрен проект вышеуказанного федерального закона. Полагаем необходимым высказать следующие замечания.

В пункте первом статьи 1 проекта предлагается "огнестрельному нарезному короткоствольному оружию самообороны ... иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского спортивного оружия по следообразованию на пуле и гильзе", при этом не обусловлена необходимость отличий от служебного оружия. Однако статья 4 Федерального закона "Об оружии" предусматривает, что служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе.
Дополняя пункт 1 части второй статьи 3 новым абзацем, авторы проекта не указали его место в тексте статьи (после какого или перед каким абзацем предлагается его поместить). Такая же ситуация и с дополнениями, предлагаемыми для внесения в пункт первый статьи 6 и статью 13.

В связи с предлагаемыми проектом изменениями и дополнениями, должны быть внесены соответствующие дополнения в статью 18 Закона "Торговля гражданским и служебным оружием и патронами к нему". Так, во второй части данной статьи указано, что "Юридические лица, имеющие право осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, обязаны регистрировать в лицензии покупателя продаваемые газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, а также регистрировать в охотничьем билете, в членском охотничьем билете охотничье холодное оружие". О гражданском нарезном короткоствольном оружии в данной части упоминания нет, хотя в свете предлагаемых новелл оно явно необходимо.

Начальник Управления

Г.П. Ивлев

Исп.: А.А. Дубровский, тел. 292-7894

 

 


 

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННО-
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            _____________

103132, Москва, ул. Ильинка, д. 8/4, п. 20
тел. (095) 206-50-70, факс (095) 208-54-30

"29" апреля 2003 г. 

№ А6 - 2024 

Полномочному представителю
Президента Российской Федерации в 
Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации

А.А. КОТЕНКОВУ

Уважаемый Александр Александрович!

В Главном государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона № 303728-3 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об оружии" (далее именуется - проект), представленный в соответствии с решением Совета государственной Думы от 1 апреля 2003 г. №165.
Считаем необходимым сообщить следующие.

Проектом предлагается расширить перечень видов гражданского оружия самообороны, установленного законодательством Российской Федерации, включив в него огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие, а также наделить граждан правом его приобретения.

В настоящее время актуальной проблемой сохранения стабильности и безопасности в обществе является борьба с преступностью. Приоритетными задачами в сфере предупреждения преступности является усиление контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ. Представляется что в условиях негативных тенденций развития криминальной ситуации в Российской Федерации реализация проекта не будет способствовать обеспечению общественной безопасности.

Из пояснительной записки следует, что целью проекта является "стимулирование самостоятельного обеспечения гражданами Российской Федерации собственной безопасности, осуществления самостоятельной защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, гарантированных Конституцией Российской Федерации". В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Эти гарантии осуществляются посредством создания специальных государственных органов для обеспечения прав и свобод граждан, в том числе и права на обеспечение безопасности.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О безопасности" установлено, что основным субъектом обеспечения безопасности, в том числе и безопасности личности, ее прав и свобод, является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О милиции" на милицию возложены задачи по обеспечению безопасности личности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также по оказанию помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Граждане в соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом. Федеральным законом "Об оружии" (статья 13) закреплено право граждан на приобретение оружия самообороны.

Следует отметить, что проектом прелагается дополнить перечень гражданского оружия за счет включения в него оружия, отнесенного статьей 4 Федерального закона "Об оружии" к служебному оружию.

В указанной статье установлено, что служебное оружие предназначено для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с исполнением и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

Таким образом, граждане наделяются правом ношения, хранения и применения оружия такого же типа, как и юридические лица с особыми уставными задачами, не смотря на то, что цели его использования различны.

Необходимо отметить, в соответствии с частью первой статьи 28 Федерального закона "Об оружии" контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел Российской Федерации. Министерством внутренних дел Российской Федерации, возглавляющим систему органов внутренних дел Российской Федерации, представленный проект не поддерживается. Кроме того, по мнению МВД России, для решения задач по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений с указанным оружием, осуществлению его регистрации органами внутренних дел потребуется значительное расходование средств из федерального бюджета на увеличение численности сотрудников органов внутренних дел.

На основании изложенного полагаю, что проект не может быть поддержан.

Начальник Главного управления

Л. Брычева

Исп. Комиссаров С.В. Тел. 206-25-34

 

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОБОРОНЕ ИБЕЗОПАСНОСТИ

103426, Москва, Б. Дмитровка, 26 

"28" апреля 2003 г.                                                                         № 3.3-08/452

Председателю Комитета
Государственной Думы
По безопасности
А.И. ГУРОВУ

Уважаемый Александр Иванович!

Информирую Вас о том, что в двух комитетах Совета Федерации (Комитете по обороне и безопасности и Комитете по правовым и судебным вопросам) рассмотрен проект федерального закона № 300728-3 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об оружии" (по вопросу расширения перечня видов гражданского оружия самообороны), внесенного Калининградской областной Думой.

Проект данного федерального закона комитетами концептуально не поддерживается по следующим основаниям.

Прежде всего, проект абзаца второго пункта 1 части второй статьи 3 этого Закона, относящий к гражданскому оружию огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие с дульной энергией не более 300 Дж отечественного производства, не согласуется с частью 3 статьи 4 того же Закона, поскольку оружие с указанными выше техническими параметрами относится к служебному оружию, оборот которого имеет иную правовую регламентацию. Кроме того, проект части 5 стать 13 Закона, предоставляющий гражданам Российской Федерации право приобретать и носить в целях самообороны огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие, аргументирован стимулированием самостоятельного обеспечения гражданами Российской Федерации защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Такая позиция не только не имеет криминологического обоснования, но является неприемлемой в условиях обострения криминогенной ситуации в стране и значительного увеличения насильственных преступлений с применением огнестрельного оружия.

Принятие данного законопроекта, разрешающего свободный допуск короткоствольного огнестрельного оружия, изначально предназначенного для скрытого ношения, изменит существенным образом схему доступа к оружию, и потребуются значительное увеличение штатной численности органов внутренних дел и дополнительные бюджетные ассигнования.

Председатель Комитета

В.А. Озеров

 


 

П Р А В И Т Е Л Ь С Т В О
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            ---------

" 24 " мая 2003 г.
3460п-П4

        МОСКВА

На № 2.12-17/540 от 7 апреля 2003 г.

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
На проект федерального закона № 303728-3
"О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон
"Об оружии" (по вопросу расширения перечня видов гражданского
оружия самообороны), внесенный Калининградской областной Думой.

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект Федерального закона, предусматривающий включение в перечень видов гражданского оружия самообороны огнестрельного короткоствольного оружия.

На наш взгляд, свободное обращение короткоствольного огнестрельного оружия окажет негативное влияние на состояние общественной безопасности в стране, повлечет за собой существенное осложнение состояния правопорядка и рост преступлений, совершаемых с использованием оружия.

Принятие решения о свободном обороте короткоствольного огнестрельного оружия, изначально предназначенного для скрытого ношения, существенным образом изменит схему допуска к оружию и повлечет за собой фактическую ликвидацию существующей системы государственного контроля за оборотом оружия.

Кроме того, действующее законодательство не предусматривает обязательного обучения граждан навыкам обращения с оружием, изучения ими правовых аспектов, основ и особенностей уголовного, административного и гражданского законодательства Российской Федерации в части регламентации хранения, ношения и применения такого огнестрельного оружия. В законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, регулирующие страхование гражданской ответственности граждан, в том числе за причинение вреда третьим лицам в результате применения оружия. Указанные нормы в законопроект не включены.

Для решения задач по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений с указанным оружием, осуществлению его регистрации органами внутренних дел потребуется значительное увеличение штатной численности, что повлечет дополнительные расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Следовательно, указанный законопроект может быть внесен в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

С учетом изложенного представленный законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации

В. Христенко